История создания Центра

Научно-инженерный центр «Надежность и ресурс больших систем и машин» УрО РАН (далее НИЦ «НИР БСМ» УрО РАН) был создан во исполнение Постановления Совета Министров СССР и ГКНТ СССР о создании научно-инженерных центров в составе АН СССР для повышения эффективности академической науки. Центр организован в сентябре 1987 года по совместному Постановлению Президиума АН СССР и Министерства среднего и высшего специального образования РСФСР. У истоков решения о создании Центра стояли академики АН СССР Н.Н. Красовский, Вице-президент АН СССР К.В. Фролов, Министр ВССО РСФСР И.Ф. Образцов, Председатель УрО РАН Г.А. Месяц, директор ИМАШ УрО РАН д.т.н. В.М. Макаров. Директором и научным руководителем Центра был назначен д.т.н., проф. С.А. Тимашев, кандидатуру которого (предложенную академиком Г.А. Месяцем) одобрили академики Н.Н. Красовский, К.В. Фролов и И.Ф. Образцов.           

После создания УрО РАН, ОАО «Газпром» заключил с УрО РАН стратегический договор о партнерстве (он был подписан первым заместителем председателя Правления ОАО ГАЗПРОМ Р.И. Вяхиревым и академиком Г.А. Месяцем). Согласно этому договору НИЦ «НиР БСМ» УрО РАН приобретал статус юридического лица, и как таковое, получил от ОАО «Газпром» два гектара земли в г. Екатеринбурге, три сборно-разборных здания для размещения сотрудников Центра и значительные средства на строительство, закупку испытательного, диагностического и обрабатывающего оборудования. В ходе реформирования РАН НИЦ «НиР БСМ» УрО РАН сохранил статус юридического лица.

В научной деятельности Центра в разное время принимали участие  академики К.В. Фролов, Н.Д. Кузнецов, Н.А. Семихатов, Б.В. Гнеденко, Ю.Н. Руденко, Н.П. Мельников, И.А. Коваленко, члены-корреспонденты Н.Ф. Селихов, А.П. Гусенков, Н.А. Махутов, известные ученые, доктора наук И.А. Биргер, И.К. Беляев, А.А. Соловьев, Е.Ю. Барзилович, О.М. Иванцов, Е.С. Переверзев и др. Центру поручали разработку актуальных проблем компьютеризации, надежности и безопасности нефтегазового комплекса Зам. Пред. Совета Министров России О.И. Лобов, Председатель Правления ОАО «Газпром» Р.И. Вяхирев, Ю.П. Баталин (быв. Зам. Пред. Совмина СССР) и др.

За годы существования Центр внес значительный вклад в обеспечение комплексной промышленной безопасности и устойчивого функционирования потенциально опасных производственных объектов, критичных инфраструктур (КИ) на территории Российской Федерации, проведение мульти- и междисциплинарного анализа безопасности и оценки эффективности больших человеко-машинных систем и КИ на всех стадиях их жизненного цикла, создание экспертных систем диагностики и мониторинга надежности, ресурса и интегрального риска, механики деградации и разрушения, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по анализу техногенного риска, прогнозированию и минимизации последствий техногенных аварий.(Результаты исследований Центра, в частности, нашли отражение в пяти коллективных монографиях «Безопасность России», вышедших под редакцией академика К.В. Фролова.)

В ходе реформирования РАН НИЦ «НИР БСМ» УрО РАН сохранил статус юридического лица. На юбилейном заседании Президиума Ур РАН в июне 2007 года, по результатам обсуждения доклада директора НИЦ, было принято решение о сохранении НИЦ «Надежность и ресурс больших систем и машин» в качестве самостоятельного научного учреждения, имеющего уникальный задел в области исследования фундаментальных и прикладных аспектов  безопасности России. Это решение было сформулировано участником заседания вице-президентом РАН, академиком Г.А. Месяцем. 

В настоящее время все штатные научные сотрудники Центра имеют научную степень, причем 36% из них – доктора наук, 64% – кандидаты наук.

Центр имеет свою аспирантуру по двум специальностям: 01.02.06 – Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры, 05.26.03 Пожарная и промышленная безопасность.

С 2013 года Центр, единственный на Урале, готовит кадры высшей квалификации в области безопасности критичных инфраструктур промышленного и гражданского назначения. Разработана основная образовательная программа магистратуры «Безопасность строительных критичных инфраструктур и территорий» по направлению подготовки 270800 «Строительство» в УрФУ. Центр имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по 2 специальностям. Создано 2 научно-образовательных центра совместно с Уральским фед. университетом (УрФУ) и Уральским институтом государственной противопожарной службы МЧС России. Заключен договор о сотрудничестве с Уфимским государственным авиационным техническим университетом.

За 25-летний период существования Центра создана признанная научная школа, в которой участвует более 150 человек, в том числе около 40 – в возрасте до 39 лет. С 2007 г. организованы и проведены при поддержке грантами РФФИ пять Всероссийских конференций с международным участием «Безопасность критичных инфраструктур и территорий» и молодежные школы. В 2014 году будут проведены: VI Всероссийская научно-техническая конференция с международным участием и XVI Школа молодых ученых «Безопасность критичных инфраструктур и территорий».

Основными направлениями деятельности Центра

Главная цель Центра состоит в проведении фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в области мульти- и междисциплинарного анализа безопасности и эффективности больших человеко-машинных систем и критичных инфраструктур на всех стадиях их жизненного цикла, экспертных систем диагностики и мониторинга надежности, ресурса и интегрального риска, механики деградации и разрушения.

Основными направлениями деятельности Центра согласно Уставу являются: безопасность, ресурс, надежность, диагностика, мониторинг и комплексное управление риском эксплуатации человеко-машинных систем, потенциально-опасных объектов и критич­ных инфраструктур территорий;

разработка фундаментальных основ компьютерного и физического моделирования де­формирования и разрушения материалов, конструкций, систем, в том числе в условиях техно­генных и природных катастроф.

Главное научное направление Центра – междисциплинарные исследования прорывных и критических технологий, определяющих живучесть, безопасность и целостность больших систем «социум – инфраструктура – среда», взаимозависимых критичных инфраструктур  (КИ) и их компонент при многопараметрических воздействиях.

Post comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Главная ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ НАУКА ДОСТИЖЕНИЯ АСПИРАНТУРА

02.10.2022 | (С) НИЦ "НиР БСМ" УРО РАН, 2009-2022. Все права защищены.